Пространство, в котором осуществляется образовательная деятельность, имеет колоссальное значение для развития обучающихся. Оно должно быть трансформируемым, интересным, комфортным и способствующим для проявления различных активностей школьника. Администрация и педагогический коллектив школы находился в поиске наиболее эффективных форм образовательной деятельности, которые бы способствовали максимальному раскрытию индивидуальных способностей младших школьника.
В школе был реализован проект «Развивающий школьный интерьер», финансируемый кампанией «Сахалинская энергия», который был направлен на создание и функционирование развивающего школьного интерьера.
Основная идея: построение модели развивающей образовательной среды в школьном интерьере в условиях индивидуализации образования младшего школьника.
Было приобретено оборудование для создания многофункционального пространства; методическое обеспечение работы функционально-планировочных зон для проектно-исследовательской деятельности и отдыха обучающихся; проводились занятия в контексте программ внеурочной деятельности с учетом развивающего образовательного и инфраструктурного дизайна школьного интерьера. Так школьное развивающее пространство поделено на зоны, которые свободно трансформируются:
– зона для свободного проявления творчества и коммуникации;
– образовательное пространство для выставочных работ (рисунков, поделок, конструкторских работ и т.п.);
– наличие зон, которые рассчитаны на проведение различных видов игровой деятельности с учетом возрастных особенностей (настольные игры, психологические игры);
– наличие условий для поддержки здоровья обучающихся, которые соответствуют запросам детей и их родителей (зона здоровья с массажными дорожками, зона развития социальных и эмоциональных навыков учеников с набором психологических игровых карточек, развивающая игротека);
– предметная (зона краеведов, профориентационный уголок и место встречи с интересными людьми);
– ценностно-ориентированная (зона познавательной активности «Это интересно», «Наше творчество»).
Благодаря комфортной мебели учащиеся могут в игровом формате коммуницировать друг с другом, работать в группах
Развивающая организация досуга младшего школьника и проведение различных видов игровой деятельности
С учётом зонирования развивающего пространства проводятся практические занятия с детьми в формате решения прикладных задач во внеурочное время: акция «Научись сам, научи другого», работа с метафорическими ассоциативными картами и др. Приобретённый психологический инструментарий помогает младшим школьникам узнавать и лучше понимать себя и других детей, учится регулировать своё психоэмоциональное состояние.
Проводятся мини-встречи с интересной книгой в уголке читаек.
В школьном интерьере постоянно действуют выставки «Наше творчество», «Мы – исследователи» , «Это интересно».
Реализация проекта «Развивающий школьный интерьер» позволила создать комфортную развивающую среду для младших школьников.
В будущем мы планируем продолжать работу над совершенствованием развивающего пространства школьного интерьера и использования разнообразного психологического инструментария в работе с младшими школьниками:
— обновить спортивный инвентарь и оборудования зоны для физических упражнений;
— покраска стен холла и рекреации в положительно эмоциональные рисунки и цвета;
— разлиновку напольного покрытия для проведения динамических перемени игр.
Трансформируемая зона для «читаек»
Психологические настольные игры
Зона для родителей